Духовное Путешествие
История о Лейле и Маджнуне - символический рассказ о стадиях путешествия любящего для объединения с возлюбленной. Маджнун, полностью одержимый своей любовью к прекрасной Лейле, просто сходит с ума от этого. Такую потерю рассудка можно сравнить с тем пунктом в путешествии, когда причина должна быть оставлена позади. Для Маджнуна все, связанное с его Лейлой, становится священным. Улица, на которой она живет; собаки, которые бродят около ее дома. Все становится проявлением его Лейлы, его возлюбленной. Его любовь становится столь сильной, что наступает момент, когда он боится ранить даже себя, потому что это причинит страдания Лейле. Маджнун стал полностью идентифицировать себя с Лейлой, он возвысил ее внутри до такой степени, что больше не нуждался в созерцании земной Лейлы; все это подобно Любящему во время Мистического Путешествия, который видит Аллаха всюду, и больше не ищет Его во внешнем, потому что нашел Его в глубине своего собственного «я».
Это Путешествие настолько прекрасно! Все прекрасно: боль и слезы, тоска и радость, расширение и сжатие (сердца).
Хвала Аллаху. Какой Величайший Дар. Какая Величайшая Удача!
***
"Душа, чтобы взмыть ввысь, отчаянно взмахивала крыльями, а плоть, вцепившись когтями в землю, не хотела отрываться от земли!"
Руми, говоря о двух таких противоположных друг другу качествах, как телесность и духовность, приводит различные примеры борьбы этих двух противоположных качеств, рассказывает об их притягательной силе для тех, кто желает развивать свою духовность. Он говорит, что цели этой можно достичь лишь благодаря истинной любви, в следующей своей притче:
"Маджнун получает известие о том, что Лейла вышла в путь. Поэтому, он садится верхом на своего верблюда и старается, как можно быстрее добраться до селения, куда собралась ехать Лейла. Голова же его верблюда была занята мыслями о своем верблюжонке, лишь недавно появившемся на свет. Поэтому, как только Маджнун начинал засыпать, верблюд немедленно поворачивал назад туда, где находился верблюжонок. Когда Маджнун замечает это, он в панике поворачивает своего верблюда в сторону селения Лейлы. Так повторяется несколько раз.
Ибо Маджнун сгорал от жажды встречи с Лейлой, а верблюд стремился к своему детенышу.
В конце дня Маджнун стал оглядываться по сторонам, чтобы понять, куда они добрались, и обнаружил, что они находятся на том же месте, где они и были утром. Они не продвинулись ни на йоту вперед с исходного места! Тогда Маджнун сказал, обращаясь к верблюду:
"Ай, верблюд! Ты любишь своего детеныша, а я свою Лейлу! А потому нам с тобой не по пути. Ты преграждаешь мне путь к моей Лейле, а я твой путь к верблюжонку! Мы не сможем быть спутниками. Ты влюблен в бренную плоть, я же - в вечную жизнь! Нам надо расстаться!"
В этой притче, Маджнун символизирует царский дух, ибо он восхищен и пленен Всевышним Аллахом. Верблюд олицетворяет собой естество. Детеныш верблюда же представляет земные страсти и желания.
Правда, о которой повествуется в притче, состоит в том, что основа бытия и ее истинность заключены в познании Господа Бога. Один из главных законов этого многообразного мира, созданного согласно воле Господа и проявлению Его прекрасных качеств, - это склонность человека к познанию Господа Бога через самопознание. Это возможно лишь через любовь к Нему и страстное желание встречи с Ним.
***
"Не называй безумцем мудрого в любви! Не называй кубком бездонный, безбрежный океан! Ему самому известно его имя!"
Правитель, увидев Лейлу, изумленно сказал: "Так ты и есть та самая Лейла, что свела с ума Маджнуна? Ты ничем не отличаешься от других женщин!"
Лейла ответила: "Молчи, поскольку ты не Маджнун!"
Люди, видевшие внешнюю красоту Лейлы, не считали, что она красивее других женщин.
Превращение Кайса в Маджнуна произошло потому, что он увидел ее внутреннюю красоту. Поскольку Халиф не мог взглянуть на Лейлу глазами Маджнуна, ему не удалось разгадать тайну этой любви. Ибо для того, чтобы увидеть эту тайну, следовало закрыть глаза на внешнюю красоту Лейлы и соответственно открыть глаза, чтобы увидеть горящую в ее внутреннем мире божественную красоту.
С другой стороны, люди, не знавшие об этой истине, жалея Маджнуна, говорили ему: "О Маджнун! Забудь о Лейле, наконец. Есть много женщин гораздо красивее ее!"
Маджнун в ответ на эти слова сказал: "Материальное тело, внешняя его форма и видимые черты наши подобны сосуду. А красота - это божественный напиток, что находится внутри этого сосуда. Знайте же, что Аллах угощает меня этим божественным шербетом из сосуда Лейлы. Вы смотрите на внешнюю сторону сосуда, вам неизвестно то, что находится в нем. Ибо тем, кто лишен духовности, неведом шербет божественной любви. Красота, находящаяся внутри сосуда, подобна целомудренной, чистой женщине, которая не показывается никому, кроме своего господина и не смотрит ни на кого, кроме него".
Вот почему шейх Саади сказал: "На красоту Лейлы следует смотреть сквозь призму души Маджнуна".
Следует знать, что сказания о Лейле имеют метафорические, иносказательные смыслы и значения.
Лейла - это символ божественной любви, это горизонт любви к Всевышнему Аллаху.
Умение разглядеть Лейлу, увидеть ее прекрасную сущность, связано с умением человека быть верным и преданным влюбленным, подобным Маджнуну.
Для тех, кто не удостоился познать ту любовь, что была у Маджнуна к Лейле, Лейла есть только видимость, есть только телесность.
вернуться к истории Лейлы и Маджнуна